Время неумолимо идёт вперёд. Приходят и уходят поколения. Одни исторические события сменяются другими, но среди них есть такие, о которых необходимо помнить всегда, как бы далеко они не стояли от наших дней.
Политические репрессии – одна из самых трагических страниц летописи нашей страны. За короткими строчками биографии каждого человека, его фамилия, тяжелая судьба, горе и слёзы его семьи, искалеченные мечты и надежды.
Под сталинские репрессии попадали как рядовые граждане, так и видные деятели науки и искусства. Среди них было немало писателей и поэтов.
Спалённое время, пропащие души,
И горько, и больно. Что может быть хуже,
Чем остовы храмов, застывших без сил,
В кольце миллионов безвестных могил,
В огромной стране, что забыла о них,
О детях, безвинно погибших своих,
Чьи души пылают в нас вечным огнём,
Зовут к покаянию – ночью и днём…
Замечательный русский поэт Павел Николаевич Васильев разделил судьбу многих лучших деятелей науки, культуры и искусства, чью жизнь зацепило кровавое колесо репрессий.
Павел Николаевич Васильев родился 5 января 1910 года в г. Зайсан (Восточный Казахстан). Отец поэта – работник народного образования (учитель, директор школы, инспектор-методист подготовки учителей областного отдела народного образования). Мать имела достойное для женщины того времени образование – окончила гимназию. В семье воспитывалось четверо сыновей, старшим из которых был Павел. Родители Павла – выходцы из простых семей.
В раннем детстве Павел с родителями поселился в Павлодаре, в домике на Церковной улице у родителей матери. Время было тяжелое: революция и гражданская война. В связи с этим – лишения, эпидемии, голод. По долгу христианскому дали приют и родителям зятя – Корниле Ильичу и Марии Федоровне Васильевым. Все разместились, всем хватило места. В духовном и нравственном становлении личности дом для поэта имел огромное значение.
Дед по материнской линии был церковным старостой, знакомил внука и с «Житиями Святых», и с псалмами. Бабушка по матери знала казахский язык, могла принять гостей-казахов согласно их обычаям.
Мать передала детям свое увлечение книгами. Дед и бабушка по отцу были сказочниками. Дед водил внука на Иртыш рыбачить, возил в казачьи станицы. В семье была благодатная почва для духовного, нравственного, интернационального воспитания детей.
Школа, в которой учился Павел, регулярная павлодарская пресса, выпуски стенных газет, в которых постоянно помещались отрочески васильевские стихи – всё это способствовало развитию незаурядного интеллекта и мыслительных способностей будущего поэта.
Родившийся в Казахстане, биографически и творчески поэт связан с Сибирью, Дальним Востоком, Москвой, Рязанью.
Восторг перед всем живым пронизывает все творчество Павла Васильева.
Поэт, в чью судьбу вмешивалась история, который сам вмешивался в историю, не умея «в поэмах врать» и не умея молчать, часто шел на сознательный риск. Приветствуя и прославляя все лучшее в новой жизни, он не мог обходить молчанием драматических, а порой и трагических событий в горниле русской усобицы.
Это послужило причиной того, что за короткий срок своей творческой жизни он был трижды репрессирован. Последний арест, в 1937 году завершился страшной трагедией: 16 июля 1937 года поэт был расстрелян.
Созданное поэтом за такой короткий жизненный и творческий путь (поэт погиб в 27 лет) получило высокую оценку литературоведов, писателей, поэтов, всех любителей истинной поэзии.
«Прожив так досадно мало, он оставил на редкость много», - сказал о Павле Васильеве Е.И. Беленький. Нужно думать, в словах «на редкость много» заключается смысл более широкий, чем подсчёт поэм и стихотворений поэта. Хотя и количество созданных произведений для поэта, так рано покинувшего землю, «воспетую им сильно и звонко», тоже немалое. Главное в том, что Павел Васильев – глубокий и тонкий лирик, а также крупномасштабный, социальный поэт.
Писатель П. Д. Поминов (Казахстан) называет поэзию П. Н. Васильева ярчайшим портретом эпохи. А самого поэта по праву называют поэтическим символом евразийского единства. В своем творчестве он объединил две духовности, две культуры: европейскую и азиатскую. Творческое наследие поэта глубоко патриотично, оно пронизано гражданскими мотивами, прославлением мирной жизни, неприятием любой формы насилия и агрессии, идеей интернационализма. Все это делает поэта актуальным и в наши дни, а его поэзию – вечной.