Сегодня в стенах библиотеки семейного чтения «ПЛЮС» открыто арт-пространство «ВРЕМЕНА» с экспонатами 19-20 веков. Некоторые экспонаты представлены из фондов Епархиального музея «Древлехранилище». Остальные экспонаты (предметы быта) библиотекари собирали сами по всей Рязанской области с одним желанием – сохранить и сберечь это уникальное культурное наследие горожан.
В арт-пространстве «ВРЕМЕНА» представлены:
Правая сторона: несколько настоящих резных карнизов – это классические представители деревянной «пропильной» резьбы конца 18 – начала 19 веков, выполненные в русском стиле. Эти карнизы размещались под самой крышей над окнами деревянных домов, которые располагались в центральной части нашего города более 100 лет назад. Дополнена экспозиция предметами народного быта, домашней утвари, образцами ткачества и вышивки дореволюционной эпохи, а также яркими представителями советского периода:
- Гребень (так называемое чесало), которое вставлялось в донце. Женщины-пряхи брали пучки отбитого и отмоченного льна и вычесывали из него всю шелуху;
- Прялка (ей более 120 лет);
- Ступа и пест. Пестом толкли и размалывали зерно, овёс, пшеницу. Потом эту муку грубого помола (искон) запаривали и кормили им домашнюю скотину.
- Классический лошадиный хомут (дуга), к нижней части которого крепились сани, телега или повозка;
- Колесо от телеги (более 150 лет);
- Ставень (половинка от ставней), которыми закрывали окна домов на ночь;
- Створка межкомнатных дверей с медными деталями (ручка и петли) начала 19 века;
- Рама от зеркала из дома, где жил Борис Пастернак (в историческом центре Касимова на улице Карла Либкнехта (в прошлом - Малая Мещанская улица, дом 11), среди старинных особняков притаился полуразрушенный и всеми забытый дом, в котором некогда жил писатель Борис Пастернак (1920 г.).
Считается, что именно город Касимов в Рязанской области стал прообразом Юрятина в романе "Доктор Живаго", за который Пастернаку присудили Нобелевскую премию по литературе.
Все эти предметы быта являются яркими представителями деревянного зодчества дореволюционной эпохи. К сожалению, в настоящее время почти все произведения деревянного зодчества уже безвозвратно утрачены.
- Люстра – бронзовое художественное литьё 60-х годов (середина 20 века);
- Кованная Садовая мебель – середина 20 века.
Левая сторона:
- Старинная Икона «Споручница грешных».
Большое значение икона имеет для верующих, и приобретено оно благодаря символизму, заложенному в ней. Глубокий смысл, который несет этот образ, отражен в его названии. «Споручница» значит «Поручительница», «Ходатаица», то есть Та, что просит у Господа за грешников и берет их на поруки. Это Матерь Божия. К Ней верующие обращаются за помощью, поддержкой и заступничеством.
- Еще одна икона с образом Богоматери (размещена над буфетом) – точная копия иконы 15 века, которая выставлена в Третьяковской галерее. Автор – современный рязанский художник Владимир Бояринов. Икона выполнена в Византийском технике по левкасу (специальный меловой грунт, который наносится на основу из липовой доски). Византийская культура оказала благотворное влияние на эстетическое восприятие и духовное становление иконописцев древней Руси. Основоположниками Московской школы (русской школы) иконописи были всеми известные иконописцы Феофан Грек, Андрей Рублев, Даниил Черный, Дионисий.
- Часы с боем (1937 г.);
- Буфет (1940 г.);
- Самодельные декоративные плитки (типа Изразцов) - использовались для облицовки каминов, печей, стен (начало 19 в.) в русских избах;
- Декоративные флажки (начало 20 в.) – выполнены из старинных открыток. Использовались для новогоднего украшения жилых помещений.
Мы надеемся, что, посетив наше арт-пространство «ВРЕМЕНА», вы, дорогие друзья, проникнитесь духом старины, красоты и еще раз захотите ощутить энергию тех времен.